?

Log in

No account? Create an account
олешек

Мария Лукина

Почему люди не летают

Previous Entry Поделиться Next Entry
УЧИТЕЛЬ ОТ БОГА
пещера
lukinamv

Так назвала свои воспоминания Ирина Сергеевна Слоним. Мне довелось учиться по такому предмету, как история, у нее и у Риммы Владимировны Жизмор в челябинской школе № 18 имени В. В. Маяковского. Эти годы и эти учителя - одни из самых светлых и дорогих в моей жизни. Да-да, именно годы ученичества, годы общения с талантливыми педагогами.
Для них же не только старшим коллегой, но великолепным учителем-методистом, единомышленником, звездой в профессии стал известный челябинский педагог, историк, краевед, журналист Анатолий Иванович Александров, которому 9 августа 2011 г. исполнилось бы ровно 100 лет.
Однако, как это порой бывает, юбилей замечательного человека прошел как-то незаметно - праздничные фанфары прозвенели лишь в честь 275-летия самого Челябинска. Но Александров-учитель как раз из тех, кто во второй половине прошлого века составлял славное имя нашего города. Вот и ученики Анатолия Ивановича по-прежнему с гордостью говорят: "Я учился у Александрова!"

В День учителя хочется вспомнить каждого из педагогов, кто указал настоящий путь в жизни, кто помог, и может быть, помогает до сих пор. Я с радостью публикую здесь заметки своего учителя - Ирины Сергеевны Слоним о другом удивительном учителе и человеке, творческое наследие которого (верится) только начинает приоткрываться современникам. Желаю всем ныне здравствующим педагогам (моим дорогим И. С. Слоним, Р. И. Мерензон, И. Г. Плетневой, А. П. Зубцовой. Л. Н. Ильиной из школы № 18, учителям "Александровской" гимназии № 10 и многим-многим другим) воплотиться всем лучшим, что в них есть, в будущих поколениях. А потомкам - не забывать своих учителей. Деятельно не забывать.



"Впервые я встретилась с Анатолием Ивановичем в школе № 10 на открытом уроке по истории. Учителей, приглашенных на урок, было много, не менее 20. Мы с Риммой Владимировной Жизмор и Екатериной Павловной Коноваловой сели за последнюю парту, остальные учителя сидели на скамейках. Учащиеся готовились к уроку: доставали тетради, атласы, учебники. Они свободно общались, шутили и будто не замечали нас. Видимо, привыкли к открытым урокам. Это был 8-й класс.

Прозвенел звонок. Воцарилась тишина, все ждали учителя. И вот он вошел – солидный, высокий, с выразительным лбом. У него были светлые волосы, ярко очерченные губы, прямой немаленький нос, упрямый подбородок и полные жизни, любопытные глаза. Его взгляд пристально изучал нас.

Симпатией к нему я прониклась с первой секунды, как только он заговорил. Это был 1965 год. Обычно урок тогда начинался с опроса. Но учитель сразу объявил новую тему и написал на доску несколько логических заданий, на которые учащиеся должны были ответить на отметку по ходу урока. В конце урока он потребовал, чтобы все написали вывод-обобщение. Учащиеся зачитывали довольно глубокие выводы. Анатолий Иванович требовал доказать необходимость реформы 1861 года по отмене крепостного права, раскрыть ее причины. Учитель был наделен врожденным ораторским даром. Говорил он свободно, легко, воодушевляя своих учеников и нас, приглашенных. Его речь не могла не волновать. Анатолий Иванович околдовывал нас образным словом и методами урока.

После урока А. И. Александров предложил нам принять участие в эксперименте, чтобы помочь П. С. Лейбенгрубу, методисту из Москвы, в создании методического пособия. Мы согласились. Анатолий Иванович давал нам задания, раздавал карточки, вопросы для проведения контрольных работ. Все контрольные работы своих учащихся мы приносили ему для отправки в Москву. Позже мы получили в подарок методическое пособие П. Лейбенгруба в двух частях по всему курсу истории СССР. Я работала тогда в железнодорожной школе № 2. Два года мы посещали открытые уроки истории заслуженного учителя А. И. Александрова. Объявить все свои уроки открытыми – это был подвиг.

Большое внимание он уделял краеведению. Любую тему урока Анатолий Иванович связывал с краеведением. С гордостью рассказывал о земляках, о величии Урала, воспитывая любовь к своему краю, к Родине.

Незабываемы его уроки о крестьянской войне под предводительством Е. Пугачёва (1773–1775 гг.), о создании «Уральского рабочего союза» под руководством П. В. Балашова (1896 г.). Я закончила Ульяновский пединститут и впервые слышала такие фамилии, как Сыромолотов, Беляков, Тютев и др. Краеведению я училась у Анатолия Ивановича. А как он рассказывал о мятеже белочехов и рейде В. К. Блюхера!! На уроке он использовал фотографии героев, чертил на доске схемы боя, использовал на занятиях музыкальные произведения, зачитывал стихи и отрывки из художественных произведений, приносил на урок пластинки и проигрыватель, позже магнитофон. Все уроки его, посвященные Гражданской или Великой Отечественной войне, включали яркие примеры героизма. На уроке учитель был прекрасным артистом. Так, рассказывая о боях с колчаковцами, он так эмоционально говорил о подвиге шахтеров Копейска, что создалось впечатление, будто он и есть тот шахтер, который поднялся из окопа во весь рост и сделал всего лишь несколько шагов навстречу смерти и бессмертию с песней:

 Это есть наш последний
И решительный бой…
И поднялись из окопов все, враг отступил. Неслучайно г. Копейск был награжден орденом Красного Знамени. Только шесть городов в стране были удостоены этой высокой награды.

Самыми впечатляющими были уроки о Великой Отечественной войне – наверное, потому, что Анатолий Иванович сам был ее участником.


Он был человеком сердечным, добрым, мягким, щедрым, но учителем строгим, требовательным, мудрым. Беседовал с ребятами в классе весело, с задором, с какой-то искоркой, по-особому талантливо, подзадоривая прочесть какую-либо статью или художественное произведение. Такой был случай. Анатолий Иванович на перемене держал в руках томик В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Он собирался уходить, когда к нему подошел десятиклассник и задал какой-то вопрос. Ответ был таков: «Вот прочтешь эту книгу и поймешь всё. Только на войне по-настоящему узнаёшь людей. Мне теперь это ясно. Она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный».

«…Почитай обязательно и ты поймешь, что такое патриот. Он, этот самый патриот, бился за свою Родину, за свою покосившуюся хибарку где-то у нас на Урале. Он дрался до последнего патрона – кулаками, зубами. Вот такой наш, русский человек, живущий по принципу: “Нас не тронут – мы не тронем, а затронут – спуску не дадим”. Это не я сказал, – заметил Александров, – это лейтенант Керженцев сказал, герой этого произведения». Неудивительно, что именно на книгу В. Некрасова написал этот мальчик рецензию.

Анатолий Иванович дал всем задание еще в октябре: «Написать рецензию на любое историческое художественное произведение. Сдать работу к концу учебного года». Разумеется, он дал рекомендации, как писать, и зачитал несколько рецензий еще в начале учебного года!

На уроках учитель требовал чистоты русского языка, не позволял учащимся употреблять слова-паразиты: «значит», «это самое», «короче» и др. Тогда еще такие слова, как «блин», «как бы», не употребляли. Неоднократно А. И. Александров говорил: «Учитесь у Пушкина, Гоголя, Чехова, Толстого выражать четко и просто свои мысли». Он требовал беречь чистоту русского языка, как святыню. Приводил на уроке высказывания И. С. Тургенева: «Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нечего брать у тех, кто беднее нас»; Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг».

Интересными были его уроки по теме «Культура и искусство». Как завороженные, слушали учащиеся его рассказ о булатных мечах, о златоустовском мастере П. П. Аносове, восстановившем рецепт изготовления булатных клинков. Этот рецепт был забыт во время татаро-монгольского нашествия в xiii веке.

«Если ударить булатным мечом по европейскому мечу, то вражеский меч трещину даст, а на булатном мече не останется и зазубринки – такой был прочный и острый меч», – говорил учитель. С гордостью рассказывал он о русских кольчугах, о том, как муж дочери Ярослава Мудрого хвастался на всю Европу русской кольчугой (это был первый подарок его супруги).

Александров давал уроки так, что сказанное учителем учащимся запоминалось навечно. Невозможно было после таких ярких эмоциональных уроков не понять причин войн или реформ, и ребята легко приводили доказательства, раскрывая значение каких-либо событий. Анатолий Иванович говорил учащимся: «Читайте Алексея Толстого, прошедшего путь от “Хромого барина” к “Петру I” и “Хождению по мукам”, и вы ощутите историю как живой процесс, тогда и тема Родины ярче отразится в вашем сознании».

Его уроки заставляли мыслить, рассуждать, спорить. Однажды на уроке-диспуте ребята начали спорить с учителем, а он с улыбкой слушал, говоря при этом: «Интересная мысль!» Дал высказаться всем желающим, а потом, обобщая сказанное, «положил на обе лопатки» ошибающихся. И нельзя было с ним не согласиться, потому что он привел множество доказательств своих мыслей. Память у него была прекрасная и багаж знаний огромный. «Цифра – это живая музыка жизни», – говорил он. Не забывайте приводить цифры для доказательств. Уходя с урока-диспута, мы, педагоги, сказали: «Это не ученики, а академики какие-то, а учитель – от Бога!»


Был Анатолий Иванович Александров человеком чрезвычайно смелым. Он не побоялся рассказать учащимся о знаменитом «философском пароходе», отправившемся в 1922 г. из России в Германию, на его борту был цвет отечественной науки, в том числе С. Булгаков, С. Франк, Н. Бердяев, Л. Карсавин, И. Ильин и др. Учитель выступил в защиту этих ученых, что вызвало у учащихся желание познакомиться с философией Бердяева, Ильина, Флоренского и др.

Не побоялся он выступить и в защиту Б. Л. Пастернака, который был в опале уже в конце 1950-х годов. Было очень рискованно говорить в период культа личности Н. С. Хрущёва о Пастернаке, именно в это время писатель был исключен из Союза писателей за роман «Доктор Живаго», несмотря на то, что в 1958 г. был удостоен Нобелевской премии. Не побоялся Александров выступить и в защиту А. Солженицына и Э. Неизвестного при изучении темы «Культура и искусство» 1950–1960-х годов. Когда ученица спросила Анатолия Ивановича: «Кого из писателей можно считать на сегодня гением?», кто-то в классе смело крикнул: «Шолохова!» Мудро ответил учитель: «Ребята, вспомните, как в России преследовали Пушкина, Лермонтова. Прошло время, и мы считаем их сегодня гениями. Кто знает, придет время и, может быть, гением окажется не Шолохов, а Солженицын. Время покажет гения. Никогда нельзя сказать, кто гений сегодня – всё рассудит время. А Пушкин пока не превзойден!»

При изучении темы «Культура и искусство» он использовал музыкальные произведения П. Чайковского, Г. Свиридова, Д. Шостаковича и др. Музыка часто звучала на его уроках. Он приносил на уроки фотографии архитектурных памятников и репродукции картин художников. Наглядные пособия были на каждом уроке Александрова. Именно на уроках истории учащиеся узнали о первой в истории Челябинска художественной выставке, о создании школы изобразительного искусства, где преподавали Н. Д. Лебедев, Н. А. Русаков, А. Н. Самохвалов, Д. Ф. Фехнер и др. Он использовал на уроках картины Б. В. Рябинина «Допрос Сони Кривой», В. П. Мещерякова «На Колчака», А. П. Сабурова «Цвиллинг», картины Г. А. Филатова, Ю. Г. Шубина, Н. Ф. Сурина, А. М. Смирнова и многих других челябинских художников.

Почувствовав, что мне, как учителю, очень нравится тема «Культура и искусство» (он понял это по результатам контрольных работ моих учащихся), Анатолий Иванович предложил мне написать доклад из опыта работы «Эстетическое воспитание на уроках истории», познакомил меня с методистом пединститута Л. Г. Майзель. Она подготовила рецензию на доклад и повезла меня на Всесоюзные педагогические чтения, где я была награждена грамотой Академии педагогических наук и получила денежную премию.

Ни институт усовершенствования учителей, ни методисты районо и гороно не смогли сделать столько для учителей истории г. Челябинска, сколько сделал для нас А. И. Александров. Мы все учились у него мастерству педагога и краеведению. в этом он достиг совершенства и передал опыт своей работы учителям истории города. Он обеспечил нас авторской книгой «История родного края» (Южно-Уральское книжное издательство). Эта книжечка всего в 170 страниц охватила историю нашего края с древнейших времен до 1980-х годов.



Вспоминается мне, как он ответил на вопрос учеников: «В чем смысл жизни человека?» Анатолий Иванович сказал: «Да в том, чтобы реализовать себя, выполнить свое назначение».
Несомненно, А. И. Александров выполнил свое назначение. Он и семьянином был прекрасным. Я близко знакома с его дочерью Ириной Анатольевной. Она тоже учитель истории; руководила НОУ во Дворце пионеров им. Крупской. Серьезная, умная, красивая, с добрым сердцем.

Анатолий Иванович, выполняя учительский долг, был человеком деятельным, пытливым, солидным в своей роли учителя. Он с солнцем в сердце, светлая личность! В этих воспоминаниях мне хотелось передать представление о прекрасной сущности его учительского труда.

Я низко кланяюсь памяти этого великого человека, учителя с заглавной буквы, патриота Родины, прекрасного краеведа. Я кланяюсь памяти человека государственного значения".

 
(с) Слоним И. С., текст, 2011
(с) Лукина М. В., сост., 2011